Итоги ЕНТ за 2012 год

Анализ итогов Единого национального тестирования по Южно-Казахстанской области за 2012 год

По сравнению с результатами ЕНТ 2011 года (в 2011 году – 87,2) средний балл ЕНТ 2012 года понизился на 21,6, где средний балл ЕНТ 2012 года по области составил 65,66,

По Республике Южно-Казахстанская область находится в самых последних местах по результатам ЕНТ.

В целом 65,4% выпускника приняли участие в ЕНТ, из них средний балл обучающихся на государственном языке составил 64,64, обучающихся на русском языке средний балл составил 73,18.

Средний балл городских выпускников составил 71,24, выпускников сельских школ средний балл 63,23.

Качество знаний выпускников с русским языком обучения и городских школ явно высоко.

Из 1483 претендентов на «Алтын белги» подтвердили только 236 (15,9%) учащихся.

Из 1068 претендентов на аттестат с отличием подтвердили только 92 (8,6%) учащихся.

Количество детей, получивших «2» – 3998 (15,8%).

Непреодолевшие пороговый уровень – 7521 (23,5%).

Учащиеся, набравшие свыше 100 баллов – 1870 (7,5%).

В ходе анализа результатов ЕНТ заметно, что понизился показатель по обязательным дисциплинам. По республике самый низкий результат по математике (8,65), по русскому языку в казахских школах (11,84), по казахскому языку (15,37) показывают школы нашей области.

По сравнению с прошлым годом (в 2011 году 18,6 балл) средний балл по истории Казахстана (13,3 балла) понизился на 5,3 балла.

В тоже время результаты ЕНТ отражают, что 2591 (более 10%) учащийся не освоил стандарт общего среднего образования по математике.

Если взять дисциплины по выбору, то, в основном, выбирают предметы естественно-математического цикла:

Биология – 32,7%;

Физика – 31%;

География – 14,5%;

Другие предметы – 21,8%.

В результате по области средний балл дисциплин по выбору:

Биология – 16,87;

Физика – 14,22;

География – 17,27;

Химия – 14,92;

Всемирная история – 14,47;

Казахская литература – 16,69;

Русская литература – 12,43;

Английский язык – 17,44.

Выпускники, выбравшие химию и получившие оценку «2», встречаются только в нашей области.

Волнует и то, что выпускники области, в основном выбирая биологию, показывают низкий уровень знаний.

По остальным дисциплинам тестовые задания выполняются только в пределах 50-64%%, и это тоже отражает низкий уровень качества знаний.

В рядах лучших 100 школ видны в 2010 году – 23, в 2011 году -15, в 2012 году – 12 школ. Среди них 2 школы 9 лет подряд в рейтинге лучших школ среди организаций образования – это школа–интернат №3 для одаренных детей города Кентау и №2 Казахско-турецкий лицей-интернат для девочек.

В рядах самых худших 100 школ в 2010 году – 9, в 2011 году – 14, в 2012 году – 35 школ.

Из года в год редеют ряды самых лучших школ, ну и наоборот, возрастает количество самых худших школ, где самый низкий показатель качества знаний.

Самый низкий уровень, где даже не преодолели пороговый уровень, показывают школа №78 «Кызылту» Сарыагашского района, общая средняя школа №42 Сайрамского района и общая средняя школа «Аккала» г.Арысь.

Хотим обратить внимание на факторы, которые в той или иной мере могли повлиять на низкий уровень качества знаний, средний балл ЕНТ:

  • В области доля учителей с высшей категорией составляет лишь 14,8%, тогда как по республике 16,3%.
  • На один компьютер приходится по 24 учашихся (где из них 44% старого поколения, 15% находятся не в рабочем состоянии), республиканский показатель – 13.
  • В 3-х сменных – 24 школы, в 2-х сменных – 820 школах ведется обучение, или же 83% учащихся получают образование в 2-х или 3-х сменных школах, а республиканский показатель – 39,1.
  • Дефицит ученических мест по области в 223 школах составляет 39099 мест, по республике так или иначе находимся в самых «первых» рядах.

Если сравнить по некоторым параметрам г.Кентау, где самый высокий балл по области, и Сарыагашский район, что по показателем ЕНТ находится на самом последнем месте.

В Кентау доля всех учителей с высшей категорией составляет 22%, а в Сарыагаше всего лишь 10,5%.

В Кентау нет дефицита ученических мест, а в Сарыагаше дефицит составляет в 48 школах на 5829 ученических мест.

В Кентау в 6 школах в одной смене, в 19 школах в двух сменах ведется обучение, а в Сарыагаше в 2 школах в трех сменах, в 118 школах в двух сменах, в 22 школах в одной смене ведется обучение.

Основные причины низкого уровня качества знаний:

  • Слабый качественный состав, низкая профессиональная квалификация учителей школ.
  • Неэффективное применение технологий обучения.
  • Низкое освоение учителями школ новых информационно-коммуникативных технологий.
  • Неэффективное планирование работы методических кабинетов городских, районных отделов образований.
  • Ослабление контроля знаний детей со стороны родителей.