Отчет о проделанной работе Департамента по обеспечению качества в сфере образования Туркестанской области на 2019 год

Отчет о проделанной работе Департамента по обеспечению

качества в сфере образования Туркестанской области на 2019 год

Отчет о деятельности Департамента и информация по Туркестанской области в целом приведены статистические данные и по каждому уровню образования в слайдах.

В Туркестанской области 1395 дошкольных организации, 920 средних школ и 66 организаций профессионального и технического образования. Кроме того, есть 2 высших учебных заведения.

В сфере дошкольного образования.

В Туркестанской области функционируют 1395 дошкольных организаций. Из них 481 государственная дошкольная организация и 914 частных. Воспитанием и обучением охвачены от 1 года до 3-х лет 31643 воспитанника, в возрасте 3-6 (7) лет 112887 детей. Охват от 1 года до 6 лет составляет 144530 детей.

Обеспеченность детей дошкольными организациями составляет                     99,8 процентов. На очереди от 1 года до 3 лет состоят в очереди 0,2 процентов, 0 процентов – от 3 до 6 лет, проблемы по определению детей в дошкольные учреждения не существует.

По аварийным и 3-х сменным организациям образования:

Обучение производится в 7 аварийных организациях и в 5-ти трехсменных школах. 2 школы аварийного состояния строятся из областного бюджета. Сдадут в эксплуатацию во втором полугодии 2020 года. Строительство 5 школ на стадии разработки ПСД. Ведется строительство 2 школ, которые обучаются в три смены. Сдадут в эксплуатацию во втором полугодии 2020 года. Строительство 3 школ на стадии разработки ПСД.

При строительстве дополнительных учебных заведений строительные подрядчики не завершают строительство вовремя. А именно, В Келесском районе на 60% завершено строительство новой средней школы имени Р. Кошкарбаева. Причина тому, при выделении тендера на госзакупки строительства новой школы Сарыагашского района произошло деление района на Сарыагашский и Келеский, а новый объект строительства находится на территории Келесского района.

До сегодняшнего дня дело находится в суде и не находит решения. Такая проблема есть и в Сайрамском районе при строительстве дополнительного строительства общей среденй школы № 96. Дополнительное строительство должно было закончиться до декабря 2019 года. Однако, из-за неполного выделения средств строительство допольнительного строения застаивает. Заказчик дело передало в суд, где и рассматривается.

По лицензированию.

В результате мониторинга Департаментом организаций образований в регионе в 2019 году были выявлены 4 вновь открытые школы, которые осуществляют образовательную деятельность без лицензии или без приложений к лицензии, причиной тому служит отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, кадастрового номера государственного акта на земельный участок и регистрационного номера о недвижимости на акт прием-передачи. В базу е-лицензирования не были поданы заявления 3-мя организациями образования («№77 общая средняя школа» отдела образования Сарыагашского района, «Школа-гимназия им. Ш.Уалиханова» отдела образования Ордабасинского района, «Общая средняя школа «Туркібасы» отдела образования Тулькубасского района), 1 школа (КГУ «№75 основная школа» отдела образования Сайрамского района) подала заявку в базе е-лицензирования, что в данный момент рассматривается.

Кроме того, в 2019-2020 учебном году 19 школ были определены в качестве начальных и основных средних школ, которые были реорганизованы, но продолжают работать без лицензии или без приложения к лицензии, и в настоящее время рассматриваются заявки. По этим вопросам были направлены соответствующие письма в акимат Туркестанской области и в Управление развития человеческого потенциала. В январе был проведен обучающий семинар для директоров и ответственных сотрудников за лицензирование.

По обеспечению видеонаблюдения в организациях образования.

В области по установлению видеонаблюдения в 883 школах составляет (98%), а в 852 дошкольных организациях (60,5%). В 2020 году затраты суммы предусматривается в 200 дошкольных организациях с местного бюджета 23 млн 787 тысяч тенге, а для обеспечения в школах видеонаблюдения – 53 млн 031 тысяча тенге.

По перевозке учащихся.

В области населенных пунктов, где нет школ, составляет – 66, где ежедневное количество перевозки учащихся составляет 4812, автобусов 114. В результате мониторинга выявлены 11 очень старых автобусов 1982-1992 года выпуска. Это в Мактааральском (1), в Жетісайском (3), в Келесском (2), в Сарыагашском (5) районах. Для разрешения проблемы были направлены письма в районные акиматы и отделы образования. Однако, решения нет из-за финансовых вопросов.

По данным международного опроса PISA.

В международном опросе PISA в области приянли участие 820 учащихся. В результате по естественному направлению набрали 373 балла (в 2015 году -430 баллов), по математике – 401 (в 2015 году – 433 балла), по грамотности чтения – 373 (в 2015 году – 400 баллов) балла. Этот показатель показывает 12 место в республике, что по сравнению с прошлыми годами ниже. Департаментом был разработан совместный план с Управлением образования по устранению этих недостатков.

По показателям ВОУД.

В процедуре проведения внешней оценки учебных достижений (далее – ВОУД) по Туркестанской области в 2019 году приняли участие по 4-классу 97 школ, по 9-классу 107 школ, по 11 классу 67 школ. По общим результатам средний балл в 9 классе показал 29,48 баллов, где количесвто учащихся составило 7476. По Республике средний балл составил 38,67, что область показывает самый низкий результат. Департаментом был разработан совместный план с Управлением образования по устранению этих недостатков.

По обеспечению учебниками.

В 2019-2020 учебном году выделенных из бюджета 4758054,0 тенге на приобретение учебников и учебных пособий, было полностью освоено. Однако, в национальных школах имеет место нехватки учебников. А именно, 27% составляет заявку на учебники на узбекском и таджикском языках.

По трудоустройству выпускников технических и профессиональных организации.

Доля занятых в трудоустройстве выпускников профессионально-технических организаций образования области в 2018 году составила 68,8%, среди них доля выпускников по госзаказу – 76,4%. А в 2019 году составил 66,4%, среди них доля выпускников по госзаказу – 73,7%. По сравнению с 2018 годом в 2019 году в абсолютном выражении общая занятость сократилась на 2,4%, выпускников, обученных по госзаказу, сократилось на 2,7%. Численность безработных вообще в 2018 году составила 1847 (госзаказ – 886), в 2019 году – 2397 (госзаказ – 1161). Проблема заключается в том, что, во-первых, государственный заказ не учитывает прогнозируемую потребность в трудоемких профессиях, а во-вторых, местные исполнительные органы не несут полной ответственности за трудоустройство выпускников, обученных по государственному заказу. Для решения поставленной задачи, прежде всего, необходимо подать запрос на госзаказ с учетом прогнозируемой потребности в специальностях. Во-вторых, обязать местный исполнительный орган взять на себя ответственность за трудоустройство выпускников.

По проведению аккредитации колледжей.

В области 10 аккредитованных колледжей. 8 из них частные и 2 государственные. Как указано в пункте 5-1 статьи 62 Закона Республики Казахстан «Об образовании», финансовые проблемы создают трудности для аккредитации. Многие колледжи имеют финансовый дефицит в аккредитации. В связи с этим предлагается внести изменения в пункт 5-1 статьи 62 Закона Республики Казахстан «Об образовании».

По трудоустройству выпускников ВУЗов.

В 2019 году занятость 896 выпускников педагогических специальностей в высших учебных заведениях области составляло 66,6%. В 2020 году занятость 1006 выпускников в регионе прогнозируется на уровне 71,2%.                В последние годы возрос спрос на педагогические специальности, в частности, математику, физику, химию, русский язык и литературу, иностранные языки, и процент занятости. Большинство студентов, которые выбрали педагогическую профессию, являются выпускниками с низкими баллами по ЕНТ. При подаче заявки на конкурс на образовательные гранты выпускники часто указывают педагогические области в конце (третий и четвертый). Таким образом, специалист показывает низкие результаты в процессе педагогической занятости. В связи с этим предлагается повысить пороговый балл при поступлении на педагогические специальности в 2020 году и выделить больше грантов на необходимые педагогические специальности.

По обращениям физических и юридических лиц.

В Департамент в 2019 году поступило 218 обращений. По 34 из них были назначены внеплановые проверки, в результате которых 18 должностных и юридических лиц были привлечены к административной ответственности. 21 должностному лицу за нарушение законодательства об образовании было выдано предписание. Лицензии на 5 школ были приостановлены, и был наложен штраф в размере 615 625 тенге на сумму 245 МРП. В результате анализа обращений было много нарушений при назначении руководителей государственных образовательных организаций в сфере образования, неправильное распределение еженедельной нагрузки учителей, фальшивые дипломы учителей, несоблюдение этических норм.                В результате совместных проверок с правоохранительными органами, в частности с Департаментом Национального антикоррупционного бюро, были выявлены последствия использования фальшивых документов при назначении квалификационных категорий 30 учителей в Сарыагашском районе и возвращены в бюджет (3 200 000 тенге). Кроме того, на одном из единственных конкурсов, анализирующих качество образования студентов, были выявлены результаты внеплановой проверки жалоб учителей на предметную олимпиаду студентов. В результате проверки республиканских предметных олимпиад на региональном уровне были выявлены грубые нарушения, которые были направлены в Национальное антикоррупционное бюро Туркестанского региона, в Управление Агентства по делам государственной службы в Туркестанском регионе и в акимат Туркестанского региона для принятия соответствующих мер.